Установка и подключение фаркопа на Ладу Калину: какой выбрать, особенности установки и подключение

Монтаж фаркопа или тягово-сцепного устройства (ТСУ) на Ладу Калину – относительно простая операция. Сложнее подобрать подходящую модель и подключить электрику. При выборе приспособления учитывают год выпуска автомобиля, параметры прицепа и другие факторы.

Виды фаркопов на Ладу Калину

ТСУ состоит из 2-х основных частей:

  1. Несущей балки (поперечины). Прикручивается болтами к лонжеронам автомобиля.
  2. Сцепного шарового узла или СШУ (шара). Крепится к поперечине.

В зависимости от того, каким способом они соединены, фаркопы делятся на виды:

  1. С вварным шаром. Обе части приварены друг к другу.
  2. Условно съемные. Шар прикручен болтами.
  3. Съемные. Платформа снабжена замком, который позволяет быстро и без применения инструментов подсоединять и демонтировать шар.

Первый вариант – самый надежный – он не требует обслуживания и контроля. Но подходит он только тем, кто использует прицеп постоянно. Демонтаж такого ТСУ затруднителен, а ездить с ним без прицепа запрещено: изделие выходит за габариты автомобиля и может стать причиной аварийной ситуации.

Условно съемный вариант подходят тем, кто пользуется прицепом нечасто либо, наоборот, иногда выезжает без него. Шар легко открутить с помощью 2-х гаечных ключей. Недостаток этого варианта состоит в необходимости регулярно подтягивать болты и проверять их состояние.

Те, кто часто занимается установкой и демонтажом ТСУ, выбирают съемный вариант. Шар крепится одним движением и без ключей, но стоит такая конструкция в 2 раза дороже сварного и болтового аналогов.

Критерии выбора фаркопа

К установке допускаются только сертифицированные фаркопы. Для Лады Калины их выпускают под такими торговыми марками:

  • Шериф;
  • Трейлер;
  • Лидер плюс;
  • Avtos;
  • Motodor;
  • Galia (Словакия);
  • Bosal-Oris (Германия).

Первые пять брендов – российские.

ТСУ выбирают по характеристикам:

  • Максимальной массе прицепа.
  • Предельно допустимой вертикальной нагрузке на шар.
  • Диаметру шара.
  • Расположению крепежных отверстий и расстояниям между ними.
  • Возможности установки дополнительных аксессуаров, например, рамы для перевозки велосипедов.

В России и Европе стандартным считается шар диаметром 50 мм (ГОСТ 28248, DIN 74058 и ISO 1103). Но к американскому прицепу он может и не подойти.

Положение крепежных отверстий у Лады Калины 1-го и 2-го поколений отличается. Перед походом в автомагазин измерьте линейкой расстояние от швеллера до ближайших боковых отверстий. У фаркопа дистанция между плоскостями «ушек» и боковыми отверстиями должна быть такой же.

Встречаются универсальные модели – с отверстиями для машин обоих поколений.

Кроме того, конструкция ТСУ должна быть такой, чтобы выдерживались следующие расстояния:

  • между бампером и центром шара – не менее 65 мм;
  • между центром шара и дорожным покрытием – 350-420 мм.

Комплектация фаркопа на Ладу Калину

Рекомендуется выбирать полностью укомплектованную модель ТСУ. Поставка включает в себя:

  • тягово-сцепное устройство (балку + СШУ);
  • технический паспорт;
  • болты и другие крепежные элементы с заглушками;
  • кронштейн для ее крепления;
  • защитный колпачок;
  • инструкция по установке.

Отсутствующие элементы можно легко найти в автомагазинах, но есть вероятность, что они окажутся несовместимыми с данной моделью ТСУ. От того и рекомендуют покупать версию с полным комплектом.

Обратите внимание на число контактов в розетке. Есть 2 типа:

  • для российских прицепов – 13 pin;
  • для импортных – 7 pin.

Предпочтительна розетка с 13-ю контактами. Если в дальнейшем будет приобретен импортный прицеп, на нее легко найти переходник на 7 контактов.

А вот подключить к 7-контактной розетке отечественный прицеп будет сложно: переходники тоже есть, но часть кабелей придется соединять вручную.

Если провода приходится докупать отдельно, используйте изделия со следующими характеристиками:

  • медные;
  • с многопроволочными жилами;
  • с сечением жил от 1,5 кв. мм;
  • с двойной изоляцией.

Что еще понадобится

Подготовьте набор для пайки и термоусадочные трубки – это для подключения электрики. Также можно воспользоваться специальными клипсами.

Если светотехника автомобиля управляется микропроцессором (в основном у машин старше 2010 г. выпуска), прицеп придется подключать через блок согласования. Без него компьютер ошибочно считает увеличение сопротивления бортовой сети признаком перегорания лампы и блокирует электроснабжение.

Перед началом монтажных работ подготовьте мультиметр.

Монтаж фаркопа

Установку ТСУ на Ладу Калину производят в такой последовательности:

  1. Демонтируют задний бампер.
  2. Открывают багажник и вытаскивают запаску, чтобы получить доступ к отверстиям с заглушками.
  3. Высверливают или вырезают заглушки.
  4. Устанавливают в отверстия болты М10 или М12 (зависит от конструкции ТСУ).
  5. Поднимают автомобиль на подъемнике либо загоняют на смотровую яму.
  6. Снизу находят в лонжеронах отверстия и очищают их от антикора.
  7. Подставляют балку фаркопа и прикручивают ее болтами.
  8. Фиксируют кронштейн для розетки.

Планка с резьбовыми отверстиями из комплекта ТСУ не понадобится: в лонжеронах Лады Калины резьбу нарезают на заводе.

Моменты затяжки болтов:

  • М10 – 47 Нм;
  • М12 – 81 Нм.

Если монтаж производится без подъемника и смотровой ямы (доступ к резьбовому крепежу затруднен), воспользуйтесь карданным ключом.

Подключение розетки фаркопа на Ладу Калину

Подключение электрической части осуществляет автодилер или аккредитованный автосервис. В противном случае есть риск возгорания или нарушения функций системы. Если автомобиль новый, то за самостоятельное подключение производитель снимет его с гарантии.

Порядок действий:

  1. Изучают схему подключения, предоставленную изготовителем розетки.
  2. Крепят изделие к кронштейну.
  3. Открывают доступ к колодке жгута любого из задних фонарей автомобиля.
  4. Включают габаритные огни, мультиметром находят провод под напряжением и помечают его.
  5. Аналогично отыскивают провода правого и левого поворотников, стоп-сигнала.
  6. Отключают клеммы от аккумулятора (техника безопасности).
  7. Подсоединяют к автомобильным проводам отрезки проводов длиной около 60 см и переносят на них маркировку.
  8. Собирают проводники в жгут и выводят сквозь отверстие в кузове, предварительно удалив заглушку.
  9. Ориентируясь на маркировку, подключают провода к розетке в соответствии со схемой.
  10. Проверяют правильность электромонтажа: прозванивают мультиметром цепь на предмет обрывов и коротких замыканий.
  11. Если все в порядке – снова подсоединяют клеммы к аккумулятору. 

Розетка подключена и готова к применению.

Необходимость регистрации

Возможность установки фаркопа на Ладу Калину предусмотрена производителем. Поэтому регистрировать его не нужно, если это сертифицированное изделие. Но автолюбитель должен иметь при себе документы:

  • техпаспорт ТСУ с отметкой об установке;
  • копии сертификатов соответствия изделия российским стандартам;
  • накладную или чек на монтаж устройства.

Установка фаркопа без сертификата либо не подходящего для данной модели авто (потребовалось сверлить отверстия в лонжероне) трактуется как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. В соответствии с требованиями Технического Регламента Таможенного Союза, ТСУ придется регистрировать в ГИБДД. Процедура предполагает испытания изделия на прочность в аккредитованной лаборатории, что потребует от владельца финансовых затрат.


Категории

Информация

Сертификаты