Распиновка розетки прицепа легкового автомобиля — схема подключения фаркопа

Подключение электрики – это, пожалуй, один из наиболее сложных этапов монтажа фаркопа и прицепа. У большинства автолюбителей нередко возникают проблемы с правильным подсоединением контактов. Однако без распиновки розетки фаркопа обойтись нельзя. Именно оснащение прицепа необходимыми электроприборами позволяет обеспечить безопасность участникам движения и урегулировать соблюдение ПДД. 

Прицепы, оснащенные фарами и сигнальными огнями, позволяют подавать правильные сигналы другим автомобилистам (о торможении, повороте и не только). Это в разы сокращает риск создания аварийной ситуации. 

Чтобы обеспечить корректную работу сигналов прицепа, во время монтажа фаркопа – тягово-сцепного устройства – выполняется распиновка розетки, обеспечивающая подключение всех световых и сигнальных приборов.

Что такое распиновка: определение термина

Подключать контакты на розетку ТСУ необдуманно нельзя. Прежде, чем выполнять такую работу, важно разобраться, что представляет собой процедура распиновки розетки. По сути речь идет о схеме электрических разъемов. Зная такую схему, можно без проблем соединить провода фаркопа с электроразъемом самого автомобиля. 

Необходимо учитывать, что распиновка розетки в каждом автомобиле определенной марки, модели, года выпуска может быть разной. Более того, иногда владельцы авто меняют световые приборы на прицепе, что также может привести к изменению схемы контактов. 

Прицепы для легковых авто, как правило, соединяются с самим ТС посредством специального тягово-сцепного устройства. Установка фаркопа позволяет не только быстро подсоединить прицеп, но и гарантировать надежность такого сцепления, обеспечить равномерность увеличения нагрузки на авто. Чтобы подключение фаркопа было корректным, производится подключение розетки устройства к контактам автомобиля. 

Без этой процедуры невозможно добиться корректного выполнения команд: включения поворотников, сигналов торможения, аварийных сигналов и других светодиодных элементов. 

Что необходимо для подключения розетки фаркопа

Для подсоединения розетки тягово-сцепного устройства вам потребуются следующие материалы:

  1. Сама розетка, помещенная в корпус со специальной крышкой. По периметру крышка должна оснащаться уплотнительным кольцом, а все элементы корпуса – плотно прилегать друг к другу. Важный параметр – полное отсутствие люфта на корпусе и непосредственно на гнездах. Латунные контакты не должны болтаться. Крепежные винты обязаны плотно «сидеть» в клеммах. 
  2. Одножильный провод хорошего качества. Как правило, в автомобильной проводке используются провода с сечением не менее полутора кв. миллиметров. 
  3. Металлический или полипропиленовый гофрированный шланг. Он необходим для того, чтобы обеспечить хорошую изоляцию для жгутов кабеля. Длина такого шланга – порядка 2-3 метров. Кроме того, вам потребуются монтажные хомуты из пластика. С их помощью можно фиксировать жгуты проводки. 

Из дополнительных материалов могут потребоваться: соединительные колодки с гнездами для предохранителей, а также силиконовые прокладки. 

При подключении проводки специалисты рекомендуют использовать многожильные медные провода с двойным слоем изоляции. Это наиболее надежный вариант. Также необходимо позаботиться о том, чтобы внутренние элементы розетки были надежно защищены от воздействия влаги. В целях предупреждения окисления контактов, следует использовать графитовую смазку.

Разъемы прицепа: виды и способы подключения

Существует два основных способа подключения к автомобилю прицепа, оснащенного фарами и другими световыми приборами. Самый простой вариант – штатное подключение. Суть состоит в подсоединении штепселя розетки и подрозетником. Однако этот вариант подойдет только в ситуации, если в ТСУ есть такой подрозетник, а сам фаркоп представляет собой модель, разработанную непосредственно под марку вашего авто. 

Второй вариант относится к категории универсальных. Его суть заключается в непосредственном соединении сигнальных цепей автомобиля с контактами проводки на фаркопе. Делается это в соответствии со схемой розетки. 

На современных автомобилях часто ставится бортовой компьютер. Несмотря на необходимость и преимущества такого прибора, при установке фаркопа могут возникнуть проблемы в работе световых приборов прицепа. Это связано с тем, что бортовое устройство далеко не всегда самостоятельно распознает подсоединение габаритного прицепа. Как только он зафиксирует превышение расхода электроэнергии, может выдать сообщение об ошибке в работе системы. В этом случае, помимо подключения розетки, необходимо позаботиться о приобретении и установке специального блока согласования.

При использовании распиновки розетки проблем с соединением контактов обычно не возникает. Обычно первым подключают контакт для левого поворота, потом – контакт с противотуманкой к соответствующей фаре противотуманного освещения и т.д.

В стандартной комплектации распиновка у прицепа соответствует обычной схеме. Однако, если вы купили прицеп б/у, перед подключением необходимо проверить расположение контактов на тестере, чтобы убедиться в том, что их положение не было изменено в процессе какого-либо тюнинга. После подсоединения всех контактов можно также выполнить тестовое включение и убедиться в том, что фары и сигналы функционируют как положено.

Варианты распиновки розетки

На данный момент в продаже можно найти фаркопы с несколькими вариантами распиновки розетки:

  • семиконтактный (привычный для России стандарт, используется в отечественных авто, а также транспорте, производимом для российских дорог);
  • тринадцатиконтактный (стандарт для автомобилей европейского и американского производства);
  • специальный разъем, изготавливаемый под заказ (редко используется, может применяться для автомобилей, к которым подсоединяются фургоны типа «дом на колесах).

При подключении электропроводки ТСУ необходимо учитывать, что разъемное соединение на розетке имеет типа «мама», а непосредственно на вилке – «папа». Монтаж розетки осуществляется непосредственно на авто рядом с местом, где крепится сам фаркоп. 

Чтобы обеспечить свободную стыковку прицепа, необходимо позаботиться о том, чтобы вилка монтировалась с удлиненным жгутом, включающим соединительные проводники. Если вы используете специальный разъем для подключения (блок согласования), этот блок также монтируется рядом с фаркопом. Его корпус отличается повышенной прочностью и герметичностью – надежно защищен от механического воздействия – попадания мелких камней и мусора из-под колес авто во время движения.

Распиновка розетки фаркопа на 7 пин

Схема подключения розетки на семь пин включает следующие типы контактов:

  • сигнал левого поворота;
  • сигнал правого поворота;
  • предупреждение о заднем ходе;
  • включение правой габаритной фары;
  • включение левой габаритной фары;
  • предупреждение об остановке;
  • масса 12В.

Распиновка розетки фаркопа на 13 пин

Розетка с тринадцатью контактами в своем составе содержит:

  • сигнал левого поворота;
  • сигнал правого поворота;
  • включение задних противотуманных фонарей;
  • предупреждение об остановке;
  • 12В в момент включения системы зажигания;
  • постоянные 12В;
  • масса в цепи 1,2,4-8;
  • масса в цепи 9;
  • масса в цепи 10;
  • включение правого габаритного сигнала;
  • включение левого габаритного сигнала;
  • предупреждение о движении назад;
  • резервный пин.

Следует отметить, что для 13-пиновых розеток характерно использование контактов с полярностью «+» и «-». К дополнительным контактам можно подключить другие приборы. К примеру, подсоединить камеру или еще один осветительный прибор, а также многое другое.

Пошаговое пособие подключения

Для того, чтобы подключить розетку тягово-сцепного устройства к автомобилю, необходимо отказаться от разрезания штатных проводов. В подключении гораздо безопаснее использовать соединительные промежуточные колодки. Такие обычно применяют в монтаже заводских проводников. 

Для установки вам понадобятся следующие материалы:

  • разъем, оснащенный защитной крышкой;
  • колодки, конструкция которых соответствует ТСУ (обычно продается в комплекте с фаркопом);
  • хомуты и кабель с цветными проводами;
  • гофра для защиты контактных соединений.

Процедура подключения выглядит следующим образом:

  1. От кабеля нужно отрезать кусок соответствующей длины. При выполнении замеров оставляйте запас для зачистки изоляции.
  2. Снимите изоляцию с концов кабеля. Концы провода залудите.
  3. Протяните кабель через гофрированный рукав.
  4. В корпусе розетки раскройте контакты в соответствии с представленной схемой распиновки.
  5. В соединительных колодках, предназначенных для подключения задних фонарей закрепите провода в соответствии с установленным порядком.
  6. После подключения всех контактов, места их соединения обмотайте изоляционной лентой.
  7. Подключите колодки к разъемам для светотехнического оборудования авто.
  8. Проложите жгут в месте, где установлен фаркоп и зафиксируйте его.
  9. Закройте отверстия в кузове соответствующими заглушками.

Для того, чтобы обеспечить надежную изоляцию мест ввода кабеля в розетку, специалисты рекомендуют использовать герметики на силиконовой основе.

Основные особенности монтажа и рекомендации по подключению

Монтаж розетки для фаркопа – сравнительно простая процедура. Владелец автомобиля может существенно сэкономить, если выполнить такой монтаж самостоятельно. Главное, не забывать о некоторых важных нюансах подключения:

  1. Зачистка изоляции на проводах. В процессе подключения каждого проводка к разъему розетки необходимо обязательно изолировать точку подключения. Если забыть об этом, можно в будущем столкнуться с проблемой замыкания проводки в сети. А это сделает невозможным управление световыми приборами прицепа. Причем, можно даже не знать о том, что задние фары не работают и, тем самым, создать на дороге аварийную ситуацию. Гарантировать качество изоляции позволит использование полипропиленового или металлического защитного шланга (в последнем варианте это должен быть только гофрированный шланг). Чтобы все жгуты проводки были надежно зафиксированы, используйте пластиковые жгуты.

  1. Подключение блока согласования. Это обязательное условие для любого автомобиля, оснащенного бортовым компьютером. В этом случае выполняется не только распиновка розетки, но и соблюдается схема подключения через блок согласования. При подборе такого блока лучше консультироваться со специалистами, чтобы купить устройства, которое ваш «бортовик» точно сможет распознать. Использование блока исключит риск возникновения сбоев в компьютерной системе автомобиля, которая не всегда «понимает», что на ТС поставлен фаркоп с прицепом.
  2. Использование мультиметра для проверки. Этот прибор помогает измерять сопротивление, напряжение или силу тока на контактах. Он помогает убедиться в том, что до начала подключения розетки в системе не было неисправностей. Вполне вероятно, что какие-то провода потребуют предварительной замены. Однако это гораздо удобнее, чем искать неисправность после настройки фаркопа.

Заключение

Автовладельцам настоятельно не рекомендуют без понимания распиновки розетки фаркопа пробовать подключить контактные провода наугад. Любая неточность в подключении способна стать причиной короткого замыкания. Это спровоцирует выход из строя отдельных контактов или других элементов.

Аналогичным образом откажитесь от идеи подсоединить розетку на 13 мин к вилке с 7-ю стандартными разъемами. Конечно, можно подключить контакты выборочно, но в будущем это может стать одним из факторов сбоев в работе электрических устройств. Особенно, когда речь идет о современном иностранном авто с бортовым компьютером.


Категории

Информация

Сертификаты