Какой штраф ГИБДД за фаркоп в 2022 году

Любое установленное на автомобиле дополнительное оборудование должно пройти проверку на соответствие требованиям безопасности движения. Без этого ездить с ним нельзя. Данное правило распространяется и на тягово-сцепное устройство (ТСУ) или фаркоп.

Что такое фаркоп

Фаркоп – это приспособление для буксировки прицепа. Состоит из 2 частей:

  • прочной балки, прикрученной к силовым элементам кузова машины –  лонжеронам или раме;
  • крюка с шаром на конце (сцепного шарового узла или СШУ).

На шар надевают сцепную головку дышла прицепа.

ПДД запрещают эксплуатацию автомобиля с установленным СШУ, но без прицепа. Причина: крюк выходит за габариты транспортного средства, что может привести к аварийной ситуации.

Закон о фаркопах

Отдельного закона об эксплуатации ТСУ не существует. При рассмотрении вопросов, связанных с техническим оснащением автомобиля, сотрудники службы ГИБДД руководствуются документом ТР ТС №018/2011 (Регламент Таможенного Союза). Он посвящен безопасности колесного транспорта.

В документе перечислены условия, при которых допускается эксплуатация автомобиля. Если они не соблюдены, предписано сделать следующее:

  • подвергнуть автомобиль испытаниям в сертифицированной лаборатории на предмет соответствия нормам безопасности движения;
  • зарегистрировать в ГИБДД все изменения в конструкции машины, приведшие к нарушению условий Регламента.

Категория прав для машины с фаркопом

Чтобы определить, какая требуется категория прав для управления автопоездом, нужно знать следующие данные:

  • разрешенную максимальную массу автомобиля – указана в свидетельстве о регистрации;
  • разрешенную максимальную массу прицепа (сокращенно – полную массу) – приведена в паспорте изделия.

В зависимости от полной массы прицепы делят на категории:

  • 1 (легковые) – до 750 кг;
  • О2 – от 750 до 3500 кг;
  • О3 – от 3500 до 10 000 кг;
  • О4 – более 10 000 кг.

В соответствии с ПДД, категория B позволяет управлять машиной или автопоездом общей массой до 3500 кг. Следовательно, ее достаточно для всех прицепов 1-го типа. То же относится к категориям C, C1, D и D1.

Для буксировки прицепа типа О2 нужна подкатегория E. Для категорий B, C1 и D1 введены исключения: если сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышает установленных для данных категорий пределов (для B – 3500 кг), подкатегория E не нужна. Это при условии, что полная масса прицепа не превышает массу машины без нагрузки.

Прицепы типа О3 и О4 с категорией B возить запрещено. Для всех прочих нужна подкатегория E. При этом для C1E и D1E максимально допустимая общая масса автопоезда составляет 12 000 кг, полная масса прицепа не может превышать массу автомобиля без нагрузки.

Какие документы нужны на фаркоп

Если условия ТР ТС 018/2011 соблюдены и ТСУ не требует регистрации, водителю достаточно иметь при себе следующие документы:

  • технический паспорт фаркопа с отметкой о его установке в авторизованном сервисном центре;
  •  акт выполненных работ или подтверждение оплаты услуги – чек либо накладная;
  • копии сертификата соответствия изделия отечественным стандартам.

Если ТСУ требованиям ТР ТС не соответствует, понадобится следующее:

  • ПТС с отметкой о регистрации фаркопа;
  • Свидетельство о соответствии конструкции машины требованиям в части безопасности (ССКТС).

Какой штраф за фаркоп без документов

За эксплуатацию автомобиля с ТСУ без соответствующих бумаг по ст. 12.5 КоАП РФ положен штраф в размере 500 руб. Ч. 2 этой статьи предусматривает наказание за использование неисправного фаркопа. Размер штрафа также составляет 500 руб.

При повторном нарушении водителю придется уплатить уже 5 тыс. руб. Если должные меры им все равно приняты не будут, в дальнейшем инспектор может изъять автомашину и отправить ее на штраф-стоянку.

В настоящее время рассматривается законопроект о предоставлении ГИБДД полномочий наказывать за подобные нарушения приостановкой действия диагностической карты.

Какая установка фаркопа не требует регистрации

ТР ТС 018/2011 разрешает эксплуатацию без регистрации только тех приспособлений, узлов и агрегатов, что соответствуют условиям:

  1. Возможность их установки конструктивно предусмотрена изготовителем автомобиля и сведения об этом приведены в руководстве по эксплуатации.
  2. Изделие успешно прошло все необходимые испытания и тем самым подтвердило свое соответствие требованиям безопасности, что засвидетельствовано выданным уполномоченным государственным органом сертификатом установленного образца.
  3. Фаркоп разработан специально для данной модели автомобиля и его конструкция одобрена автопроизводителем.

Фаркопы в первую очередь подвергают испытаниям на усталостную прочность, т.к. они подвержены знакопеременным нагрузкам.

Полный перечень требований и описание методики испытаний приведены в следующих документах:

  • ОСТ 37.001.096-84;
  • ГОСТ 28248-89;
  • ГОСТ Р 41.55-2005.

Сертификат соответствия зарубежным стандартам, например, DIN или ISO, не имеет юридической силы на территории Российской Федерации и других стран Таможенного Союза, даже если изделие выпущено производителем с мировым именем. Тот должен дополнительно получить сертификат отечественного образца, если ему нужен доступ на рынок РФ.

Как узаконить фаркоп

Если водитель выбрал ТСУ, не входящее в число одобренных автопроизводителем для данной модели машины, либо установка фаркопа в ней вообще не предусмотрена, требуется регистрация. Подготовьте следующее:

  • удостоверение личности;
  • бумаги на автомобиль: ПТС (двустороннюю копию) и свидетельство о регистрации;
  • документы на фаркоп: техпаспорт и копии сертификата соответствия российским стандартам.

Этот перечень приведен в ч. 16 Административного регламента МВД РФ по внесению изменений в конструкцию ТС.

Далее следуют такие этапы:

  1. Предварительная экспертиза. Сертифицированная лаборатория проверяет возможность установки фаркопа на данный автомобиль. По результатам исследования оформляют экспертное заключение.
  2. Подача заявки в отдел технадзора ГИБДД с приложением всех документов и заключения экспертов. Инспектор осматривает автомобиль и при отсутствии возражений ставит на заявлении положительную резолюцию.
  3. Монтаж фаркопа. Установку осуществляет автосервис с лицензией на проведение такого рода работ. При подаче заявки помимо перечисленных выше документов нужно предъявить заключение экспертов и заявление в ГИБДД положительной резолюцией инспектора.

После монтажа автосервис должен выдать:

  • договор на оказание услуг;
  • акт выполненных работ;
  • декларацию с перечнем проведенных мероприятий;
  • квитанцию об оплате услуги;
  • копию лицензии авторемонтного предприятия.

После этого автомобиль направляется на:

  1. Техосмотр в пункте технического освидетельствования. По его завершении нужно получить диагностическую карту.
  2. Повторную экспертизу. Проходят в той же сертифицированной лаборатории с целью проверить автомобиль с фаркопом на соответствие требованиям безопасности.

Далее автовладелец обращается со всеми документами в отдел технадзора ГИБДД.

Инспектор производит следующие действия:

  • осматривает машину;
  • ставит в ПТС отметку об установке ТСУ;
  • выдает свидетельство о соответствии конструкции автомобиля требованиям в части безопасности движения (ССКТС).

Теперь никаких претензий сотрудники ГИБДД предъявлять водителю не будут.


Категории

Информация

Сертификаты